Для решения генетических задач, необходимо выучить все формулы расщепления.
Если не можете решить задачу, то можно ответить на третий вопрос 28 задачи - характер наследования - это 1 балл. Встречается, обычно три: закон независимого наследования (по Менделю); сцепленное наследование (по Моргану), в т.ч. кроссинговер; сцепленное с полом (когда на Х хромосоме). С группами крови - кодоминирование (4 группа крови).
Как отличить? По формулам расщепления: 1) независимое наследование (по Менделю) 1-й закон -единобразие первого поколения - ВСЕ одинаковые в потомстве, расщепления нет. Если в задаче сказано: "в потомстве ВСЕ были...", следовательно, родители - чистые линии по данному признаку (АА, ВВ);
2-й закон Менделя - 3:1 или 1:2:1(при неполном доминировании). родители АахАа
3-й закон - по двум признакам - 9:3:3:1. родители АаВвхАаВв.
2) Сцепленное наследование: если скрещивают по ДВУМ признакам (А,В), а расщепление 1:1 или 3:1, как при моногибдридном (А) скрещивании. - пишем в ответе задачи характер наследования: сцепленное.
3) Пишем "сцепленное, кроссинговер": если даны 4 числа потомков, 2 числа примерно равны друг другу и во много раз больше двух других.
4) Сцепленное с полом: когда наблюдается явление крис-кросс (крест-накрест) : признаки отца появляются у девочек, а матери- у сыновей или пишут, что гетерогаметным полом является...Такую задачу решаем на Х.
Я помню, не мог понять генетику.( задачи)
И именно ваша программа мне помогла )
формулы анализирующего скрещивания: по 1 признаку 1:1 или по 50%, родители Аа х аа
по 2 признакам 1:1:1:1 или по 25%. родители АаВв х аавв, т.е. вторая - полностью рецессивная.
По 1 закону Менделя смотрим на потомков, если сказано, что все получились такие-то, значит, скрещивали чистые линии - закон единообразия. т.е. родители гомозиготы - буквы одинаковые АА или ААВВ.
Например:
При скрещивании растения кукурузы с гладкими окрашенными семенами с растением, дающим морщинистые неокрашенные семена (гены сцеплены), потомство оказалось с гладкими окрашенными семенами. При анализирующем скрещивании гибридов из F1 получены растения с гладкими окрашенными семенами, с морщинистыми неокрашенными, с морщинистыми окрашенными, с гладкими неокрашенными. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, потомства F1 и F2. Какие законы наследственности проявляются в данных скрещиваниях? Объясните появление четырёх фенотипических групп особей в F2.
Решение: все были гладкие окрашенные, значит, родители были гомозиготы, а гладкие окрашенные - доминантные гены А и В, а морщинистые неокрашенные а и в - рецессивные. родители ААВВ и аавв, дети АаВв, а далее анализирующее, т.е. скрещивают с рецессивной аавв. Должно быть 1:1:1:1, т.е. по 25% гладких окрашенных, гладких неокрашенных, морщинистых окрашенных и морщинистых неокрашенных.
Для решения: https://docs.wixstatic.com/ugd/b38403_09b803830cf948b099fa717f1feed49d.pdf
например такая задача:
Чёрный хохлатый петух скрещен с такой же курицей. От них получены 20 цыплят: 10 чёрных хохлатых, 5 бурых хохлатых, 3 чёрных без хохла и 2 бурых без хохла. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и потомков. Объясните появление четырёх фенотипических групп с точки зрения цитологических основ скрещивания. Доминантные признаки – черное оперение (А), хохлатость (В). При решении всегда сначала смотрим на числа. Здесь 10,5,3,2. скрещивание по двум признакам- черный хохлатый. Похоже на расщепление 9:3:3:1. Значит, родители АаВв - оба. Проверяем - делаем скрещивание. В ответе пишем независимое наследование.
Следующая задача:
Скрестили самцов мух дрозофил с серым телом и нормальными крыльями с самками с чёрным телом и укороченными крыльями. В первом поколении все особи были единообразными с серым телом и нормальными крыльями. При скрещивании полученных гибридов между собой появилось 75% особей с серым телом и нормальными крыльями и 25% с чёрным телом и укороченными крыльями. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и потомства F1 и F2. Объясните характер наследования признаков.
Смотрим на числа: 75:25 - это 3:1 - моногибридное скрещивание АахАа, но здесь по двум признакам: цвет тела и крылья. В ответе пишем: сцепленное наследование - гены стоят в одной хромосоме. При решении ставим ген А с В на одну палочку, а гены а и в - на другую и гаметы будут только АВ и ав. Все одинаковые в первом поколении - скрещивание чистых линий ААВВ х аавв серое тело и нормальные крылья - доминантные гены А и В.
Третья задача:
У кукурузы доминантные гены коричневой окраски (А) и гладкой формы (В) семян сцеплены друг с другом и находятся в одной хромосоме, рецессивные гены белой окраски и морщинистой формы семян также сцеплены. При скрещивании растений с коричневыми гладкими семенами с растениями с белой окраской и морщинистыми семенами было получено 4002 семени коричневых гладких и 3998 семян белых морщинистых, а также 305 белых гладких и 300 коричневых морщинистых семян кукурузы. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родительских растений кукурузы и её потомства. Обоснуйте появление двух групп особей с отличными от родителей признаками.
Здесь уже есть подсказка, что гены сцеплены, но её может и не быть. Смотрим на числа: 4002 почти равно 3998 и намного больше, чем 305 и 300. В ответе пишем - сцепленное наследование, кроссинговер. В решении ставим на одну хромосому те признаки, чьи числа большие. Здесь: коричневые с гладкими вместе, и белые с морщинистым, а те, кого меньше - это кроссоверные гаметы.
Бывает, что спрашивают процент кроссинговера или расстояние между генами - это не сложно. Складываете все 4 числа - это 100% и отдельно складываете два маленькие числа - это х%. А расстояние между генами - это те же проценты, только вместо процентов пишите "морганиды".
К примеру, здесь 8605- 100%, а 605-х%. Итого 7% кроссинговера или 7 морганид между генами.